Четверг, 27.04.2017, 13:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Локтевой Натальи Викторовны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Педсовет
Главная » 2016 » Май » 10 » Мастер класс "От вопроса к пониманию и общению"
10:12
Мастер класс "От вопроса к пониманию и общению"

Цель мастер-класса: ознакомление  участников мастер- класса с  приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

Задачи:

  • познакомить участников мастер – класса  с приёмами формирования КУУД;
  • провести с участниками мастер – класса практическую  работу по формированию КУУД (на основе умения задавать вопросы по учебной  теме);
  •  убедить участников мастер – класса  в целесообразности использования данных приёмов на уроках со своими учащимися.

Практическая значимость:  предлагаемые на занятии приёмы формирования КУУД можно применять на уроках всем педагогам школы, работающим по ФГОС.

Продолжительность проведения: 20 минут

 

1.Организационный момент

Добрый день уважаемые члены жюри и  коллеги! Тема моего педагогического опыта «Учебный диалог как средство формирования КУУД».  Сегодня я  подробно рассказывала об  этапах работы над ним. А сейчас я хочу более подробно  остановиться на одном из этих этапов.

2.Формулирование проблемы и темы мастер – класса.

Уважаемы коллеги,  послушайте мою историю.

Летом я была в цирке и видела тигров.

Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Но мне не удалось до конца посмотреть это представление?

Попробуйте прояснить эту ситуацию, почему мне не удалось досмотреть это представление с помощью вопросов? Задавайте вопросы только так, что бы я могла ответить да или нет?

Надо заметить, что эту ситуацию можно прояснить с 3-4 вопросов, но нам это не удалось. Возникает вопрос почему? Наверное, чтобы прояснить какую- то  ситуацию нужно задавать правильные вопросы.

Свой мастер – класс я назвала «От вопроса к пониманию».

3.Актуализация знаний

Однажды я поняла, что моим ученикам не всегда удаётся задавать правильные вопросы, они не умеют это делать. Тогда я так определила для себя проблемную ситуацию. Мне нужно научить задавать учеников правильные вопросы.

Каждый из нас сталкивается с жизненными проблемными ситуациями. Любую жизненную ситуацию можно прояснить с помощью вопросов, психологи советуют это делать как можно чаще. Давайте предположим, какие слова мы используем в речи, чтобы можно было задать вопрос? Ну хорошо, давайте я начну, вопросительное слово кто? что?, когда? зачем? почему?  и т д. И сейчас у меня несколько вопросов к моей группе

Кто учит задавать вопросы?

Где чаще всего задают  вопросы?

Зачем необходимо задавать вопросы?

Как следует задавать вопросы?

Себе я задала эти же вопросы? Скажите, пожалуйста, а  на какой вопрос труднее всего вам было ответить? И для меня этот вопрос оказался самым сложным.  Учащиеся начальных классов это самый благоприятный возраст для выращивания стремления спрашивать? Но часто учащиеся формулируют свои вопросы так, что на них порой сложно ответить.  Необходимо научить детей строить правильные вопросы. С чего же нужно начать работу? 

Предлагаю моей группе взять листочки  жёлтого цвета. Нужно разделить предложенные вопросы на две группы информационные и объясняющие.

Информационные

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Откуда?

Объясняющие

Зачем?

Почему?

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

4.Открытие нового знания (применение знаний).

А теперь давайте поучимся задавать информационные и объясняющие вопросы. Возьмите листочек белого цвета. Прочитайте предложение, а я прочитаю его для зала.

«Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого зверя и когда весь наш дом пришёл в прежний порядок».

Давайте из этого предложения вычитаем всю информацию.

О чем мы узнали? Был зверь. Какой возникает вопрос. Кто может быть этим зверем? Какой тип вопроса мы с вами задали? (информационный). Какую ещё информацию  мы узнали  из этого предложения? От этого зверя избавились.  Какой возникает вопрос? Почему от него избавились? Какой тип вопроса мы задали? (объясняющий). Итак, мы с вами составили вопросы.

А) Составление коллективного текста с опорой на вопросы (групповая работа).

А теперь отвечая на них,  составьте коллективный связанный текст.  (Примерный текст.  У нас в доме жил попугай.   Мы все его любили и относились к нему хорошо. Но иногда он немножко хулиганил. И мы решили передать его в зоопарк.   После этого в доме наступил порядок.) Что мы сейчас коллеги с вами делали (составляли текст с опорой на вопросы). А кто эти вопросы вам задал?  (сами себе).

Вот такая работа предполагает учебное сотрудничество, возникшее в ходе учебного диалога. И возник этот учебный диалог на уроке литературного чтения в 3 классе, на   этапе погружения в текст Мамина - Сибиряка «Медведко».  Животное, которое, нарушило в доме весь порядок – это маленький медведь.

Б) Формирование умения задавать вопросы учителю (фронтальная работа).

 Учить задавать вопросы можно и на других предметах в начальной школе. Очень часто на страницах русского языка можно встретить деформированные предложения. Учащиеся с лёгкостью выполняют эти задания. У учащихся получаются разные предложения. Можно это задание усложнить, чтобы у учащихся возникла потребность задать вопрос. Коллеги  возьмите листочки зелёного цвета. На них вы видите набор из рассыпанных слов  ОСА, ДОГОНЯТЬ, ШМЕЛЬ, ПОЛОСАТЫЙ.  Составьте своё предложение и запишите с обратной стороны, а я составлю своё. Условие: Слова местами можно менять, изменять окончания, менять число.

Послушаем какие у вас получились предложения? Замечательно, хорошие получились предложения.  Но у меня коллеги другое предложение. А как узнать какое моё предложение?

Что для этого нужно сделать?  Задать мне уточняющие вопросы.

Задайте мне вопросы?

Кто догоняет? (Шмель)

Кто полосатый? (Оса)

Шмелей много? (Много)

А ос сколько? (Одна)

Какое моё предложение?

Шмели догоняют полосатую осу.

Что вам помогло понять моё предложение?

Уточняющие вопросы.

Такие вопросы можно задавать в 1-2 классе.

А учащихся  3-4 класса нужно учить задавать другие вопросы.

Кто выполняет действие предмета?

Кому принадлежит в предложении признак предмета?

Слово шмель стоит в единственном или во множественном числе?

А в каком числе стоит слово оса?

Задавать вопросы можно даже на физкультминутках. Данные физкультминутки минутки развивают внимание, повторяют учебный материал, развивают потребность в умном спрашивании.

5.Физкультминутка

Давайте отдохнём. Возьмите листочки серого цвета и прочитайте инструкцию. Я предлагаю коллегам в зале тоже немного отдохнуть.

Сейчас я буду называть числа. Если я назову однозначное число, будете качать головой,  если двузначное, то шагайте на месте

Приготовились: Начинаем 7, 3, 25, 6, 391 Я вижу, вы остановились. Почему. Какой нужно задать вопрос, чтобы узнать, что делать дальше?

Что делать если мы слышим трёхзначное число?

Похлопайте в ладоши.

Продолжаем 5, 77, 2006,,,

Что делать если мы слышим четырёхзначное число?

Пожмите друг другу руки.

Такие физкультминутки можно проводить на любом уроке с целью повторения учебного материала и формирования умения задавать правильные вопросы.

Например на уроке русского  языка.  Если предложение простое нераспространённое, сделайте наклон, если предложение простое распространённое, приседаете. 

Гром гремит.

Белка грызёт вкусные орешки.

Гуси летят?

Красивое пальто

6.Открытие нового знания (классификация вопросов).

Давайте вернёмся к классификации вопросов.  В зависимости от того, какой можно получить ответ, выделяют три группы вопросов. Все вопросы можно разделить ещё  на 3 группы. Возьмите листочки ярко розового цвета попробуйте составить свои вопросы к каждой группе.  Какие получились у вас вопросы? А у меня получились такие.

Закрытые

Открытые

 

Альтернативные

однозначный ответ

развёрнутый ответ

 

многовариантный ответ

Вас интересует будущий график работы?

 

Каковы ваши первые шаги в новой должности?

 

Вам зарплату начислять наличными или на банковскую карту?

 

7.Групповая дискуссия на основе альтернативных вопросов.

Я хочу подробно остановиться на альтернативных вопросах.  Ценность их состоит в том, что с помощью них  можно вызвать   дискуссию. Давайте сейчас проведём групповую дискуссию.

Прослушайте предложение, оно взято из произведения А.Гайдара «Совесть».  Из текса я беру  такие предложения, на которые нет ответа в самом тексте.  Учащимся нужно  домысливать, вести разговор с текстом.

«Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.»

Какие у вас возникают вопросы по этому предложению?

- Почему не приготовила домашнее задание?

- Почему решила не идти в школу?

Так как в тексте автор не даёт ответ на этот вопрос, то у нас сейчас получатся многовариантные ответы.

Возможные ответы: (не приготовила урока,  потому что болела голова (горло, зуб и т. п.), поленилась,  не справилась с заданием,  слишком поздно села за уроки и т. п. Решила не идти в школу, потому что было стыдно перед учителем и одноклассниками; не хотелось получать двойку; боялась, что будут ругать, накажут и т. п.  Сейчас мы поработали с альтернативными вопросами. Такие вопросы я использую для организации групповой и общеклассной дискуссии.

8.Подведение итогов мастер- класса.

А теперь давайте вернёмся к вопросам, которые я задавала в начале.

Кто учит задавать вопросы?

Где чаще всего задают  вопросы?

Зачем необходимо задавать вопросы?

Как следует задавать вопросы?

Я считаю, для того чтобы научиться задавать вопросы, мы должны объединить усилия всех учителей, родителей, учащихся. Если вы начнёте побуждать учащихся задавать вопросы, то увидите, как изменится взаимодействие ваших учеников. Они откроются вам и своим товарищам, а значит, станут компетентными в плане общения.  И мне сейчас хотелось бы дополнить название моего мастер- класса. «От вопроса к пониманию и общению».

9.Рефлексия участников мастер – класса.

А сейчас у вас на столах  лежат листочки  светло-розового цвета. На них написан будущий  портрет выпускника начальной школы. Отметьте знаком + те пункты этого портрета, которые будут формироваться, если мы будем учить учащихся задавать правильные вопросы, учителю, себе, товарищам, жизненным ситуациям. Если вы отметили для себя хотя бы один пункт, то значит мой опыт работы полезен учащимся, а значит, актуален для образования.

Спасибо за внимание, творческих успехов, вам коллеги.

 

 

 

Просмотров: 924 | Добавил: 2703 | Теги: мастер класс начальная школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Мини-чат

Copyright MyCorp © 2017